Территория Тульской области характеризуется сложными природными условиями для строительного освоения и в первую очередь в связи с наличием опасных геолого-техногенных процессов таких как оползни, карст, суффозия, подтопление, подработка горными выработками, распространением специфических насыпных, просадочных, пучинистых, заторфованных грунтов.
Застройка городских территорий в настоящее время ведется в основном путем уплотнения существующей "точечными" высотными зданиями со значительными удельными нагрузками на основания, рядом с уже существующими зданиями и коммуникациями, с их реконструкцией.
Очень часто под строительство отводят ранее пустовавшие долины оврагов, заболоченные участки, крутые склоны.
В этих условиях для проектирования и строительства важнейшую роль приобретают комплексные инженерные изыскания. От полноты, продуманности программ и качества их проведения зависит уровень достоверности исходной информации, который, соответственно, определяет степень учета при проектировании всех природно-техногенных особенностей площадки строительства, правильность выбора рациональной конструкции фундаментов и всего сооружения, степень безопасности технологии его ведения, необходимость и объемы проведения защитных или профилактических мероприятий, что в конечном итоге, во многом определяет стоимость и успех строительства в целом и надежность функционирования объекта при последующей эксплуатации.
В то же время анализ современной ситуации, что содержится также и в аналитическом докладе Главгосэкспертизы России, показывает, что многие заказчики, инвесторы-застройщики, специалисты проектных и даже некоторых изыскательских организаций явно недооценивают роль полноценных качественных инженерных изысканий.
Пытаясь снизить стоимость строительства, они часто сокращают объем и состав необходимых обосновывающих работ и исследований и особенно трудоемких, но достоверных полевых методов определения физико-механических и прочностных свойств грунтов, часто обходясь только данными бурения скважин или использованием литературных и архивных данных на соседних участках, где такие изыскания ранее проводились.
В настоящее время существует отрицательная практика проведения конкурсов на изыскательские работы, а вернее запросов сметной стоимости выполнения изысканий под конкретные объекты строительства, а не под установленные специалистами состав, объем и методику выполнения работ, которые должны назначаться также в соответствии и со степенью изученности и сложности природных условий. Естественно выполнить меньший объем в ущерб безопасности будет стоить дешевле, вот только после аварии объекта таких исполнителей как правило не найти.
В результате такой "экономии" в процессе строительства нередко возникают новые, не учтенные в проекте, обстоятельства, что требует переработки проекта, а иногда приводит и к аварийным ситуациям.
Как показывает практика при сокращении стоимости изысканий, учитывая их очень малую, по сравнению со строительно-монтажными работами, стоимость, создается лишь иллюзия экономии, а на самом деле – существенное удорожание строительства.
Примером негативных последствий некачественных инженерных изысканий может служить разрушение нескольких зданий, в т.ч. 10-ти этажного административного корпуса на одном из промпредприятий г. Тулы в результате происшедших в 2005 году 4 карстово-суффозионных провалов. Ущерб составил десятки миллионов рублей.
Аварий можно было бы избежать если бы в процессе изысканий и проектирования была спрогнозирована вероятность таких процессов. Совсем недавно, впервые во всей истории геологических исследований в г. Туле, при изысканиях под высотные жилые дома, в пределах водораздельной части г. Тулы изыскателями был выявлен древний карстовый провал, заполненный заторфованными грунтами, диаметр провала в верхней части достигает 150 м, глубина нарушения пород прослеживается до глубины 80 м.
На памяти многих жителей Тульской области происшедший около 25 лет назад один из самых крупных провалов в районе деревни Фалдино Ленинского района, буквально в непосредственной близости от пионерского лагеря. Диаметр провала на поверхности составил 70 м, глубина 40 м. В настоящее время там образовалось озеро шириной до 200 м.
Очень много на территории Тульской области деформаций зданий и сооружений, связанных с отрицательным влиянием подтопления территорий, сверхнормативными осадками фундаментов в результате уплотнения промороженных, заторфованных, просадочных грунтов, оползневых подвижек склонов, которые не были выявлены в процессе изыскательских работ или не был выполнен прогноз их развития.
Такая ситуация складывается в основном на объектах, где инженерные изыскания выполняются не специализированными проектно-изыскательскими институтами, а мелкими слабоукомплектованными, не имеющими опыта работ и особенно иногородними организациями, которые появились недавно на рынке изыскательских услуг, практически не знают местных природных условий и соответственно не учитывают их при обосновании проектов и строительстве. Администрации муниципальных образований, которые выдают разрешения на проектно-изыскательские работы, органы архитектуры и градостроительства и даже госэкспертиза и госархстройнадзор, в связи с отсутствием в штатах их организаций специалистов соответствующего профиля, не могут в полной мере контролировать качество, обоснованность, соответствие требованиям СНиП результатов выполненных изысканий. Это можно обеспечить в настоящее время лишь с привлечением базовых территориальных изыскательских организаций, имеющих обширные архивы и фонды, высококвалифицированных специалистов, службы качества, современную технику и оборудование. Для этого необходимо разработать нормативно-правовую базу, отвечающую современным требованиям и регламентирующую взаимодействие и согласованность действий всех участников строительного процесса (инвесторов, заказчиков, изыскателей, проектировщиков, строителей, эксплуатационщиков, финансовых, административных и надзорных органов).
Можно представить, что может твориться в области инженерных изысканий, а соответственно и в строительстве, в случае отмены лицензирования этих видов работ. Качество построек, возведенных шабашниками без изысканий и проектов так называемым ранее "хозспособом" всем нам известен.
Согласны, что необходимо изменить порядок и условия лицензирования, повысить ответственность за их выдачу, не просто продавать в г. Москве, а выдавать с учетом мнений, отзывов общественных организаций, контролирующих органов и других участников инвестиционно-строительного процесса.
Справедливо надо отметить, что Правительство России, впервые за всю историю Советского и Российского строительного законодательства обратило внимание на важность инженерных изысканий для обоснования проектов и обеспечения безопасности строительства – принято Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 20, устанавливающее порядок проведения инженерных изысканий.
В этом Постановлении предусматривается необходимость разработки ряда основополагающих нормативно-технических документов по совершенствованию нормативно-правовой базы инженерных изысканий.
Давно назрела необходимость утверждения Положений о государственном фонде материалов инженерных изысканий, о порядке проведения тендеров на инженерные изыскания, о порядке разработки, утверждение и согласование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных документов по организации производства инженерных изысканий на соответствующих территориях.
Необходимо изменить акценты направленности инженерных изысканий, они должны, в первую очередь, обеспечивать безопасность сооружений, в т.ч. и окружающей среды.
Изыскатели Тульской области в составе АСИ "Росстройизыскания" состоящей из 80 ведущих изыскательских и научно-исследовательских организаций, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации, представили свои предложения для их рассмотрения и утверждения Росстроем и Министерством регионального развития Р.Ф.